Отчет УКОК 2009-16
Выехали 3 июля 2009г в 17 часов из Новокузнецка,три экипажа TLC-80 и два квадра на прицепах в составе шести человек.Ехали без остановок тихим сапом и к 8 утра в субботу были в Акташе с целью получение погран пропусков.Но в Акташе на выходные пропуска не выдавали,только в понедельник была возможность их получить,поэтому было принято решение ехать в Кош Агачь и попробовать получить пропуска там.Приехав в Кош Агачь сделали заявку и к шести вечера пропуска были на руках.Сразу двинулись на теплый ключ где и переночевали.С утра приняв радоновые ванны и позавтракав пошли на штурм одноеменного перевала,накануне позно вечером встретили группу Новокузнецких джиперов едущих с укока на трех подготовленных машинах,они порассказали всяческих страшилок о глубоком снеге на перевале и коварных вскрытых высокогорных болотах,пожелали нам удачи и уехали в ночь в сторону родных пенатов.Перевал теплый ключ взяли легко и непринужденно,наверху позабавились как малые дети игрой в снежки и буксованием в глубоком снегу,болота тоже имели место быть,но на приспущеных колесах и определенных навыках особых проблем при их прохождении не возникало.Спустились с перевала еще быстрей чем поднялись,по пути несколько раз видели стада диких верблюдов.К обеду были на погран заставе Аргамжи.Отдали паспорта с пропусками на проверку и стали смотреть на пять святых вершин(Вершина Найрамдал (Кийтын 4374 м) горного узла Табын-Богдо-Олы.),спонтанно было принято решение попробовать максимально доехать до снежно ледового пояса этого горного узла.Внимательно посмотрев в мощный бинокль сделали вывод что проехать не реально(крутые подъемы,крупный курумник,обширные болота между полками,местами на подступах снежники и другие внедорожные радости,плюс всего одно перегруженное авто с неработающей лебедой,да и лебедится не за что).Вывод сделали и фанатично поперли на штурм.Штурм давался не легко,реально подсаживался два раза в болоте,как не банально помогали два квадра зацепленные через два блока к своим лебедкам и дружная сплоченная работа всей без исключения команды.Команде респект и уважуха!!!!!Кстати совсем забыл сказать что самое главное в той местности это хай джек,без него штурм не удался бы,с учетом того что местами глубина болота достигала порядка двух метров и приходилось подкладывать невероятное количество камней чтобы поддомкратить севший автомобиль.В общем с переменным секасом и упорным упорством к вечеру поднялись в зону вечного снега и льда на высоту 3360м. по показанию GPS.Картинка которая нам открылась с этой точки была феерически невероятной и фантастической,ледник из которого вытекает речка Аргамжи был внизу,всё плато Укок как на ладони,озера как иаленькие кляксы,просматривался весь южночуйский хребет и гора Белуха.На этой высоте было несколько некомфортно,холодновато и дул ветер,поэтому спустились до высоты 3100м.и заночевали.Встав рано утром наблюдали фантастический рассвет и плато укрытое облаками.Позавтракали,с трудом вскипятили воду,на такой высоте всё плохо горит,в том числе и бензин(расход на 22км составил порядка 40литров),собрались и поползли вниз.Вниз спускались по другому хребту,привычка делать кольцевые маршруты,спуск был не чем не легче чем подъем,в одном месте умудрился перевернутся квадр,всё обошлось без серьезных последствий.К вечеру дошли до Ак аллахкской заставы с целью отметки в погран пропусках и уточнения дальнейшего маршрута.Хотели дойти до Канасского перевала но погранцы не пустили.Встали на ночевку на озере Кольджин Коль.Следующий день просто отдыхали на этом озере и смотрели как невероятно ловится хариуз(клевал выпригивая из воды,я такого не разу не видел).Вечером выдвинулись в сторону Бертека и далее по направлению брода через Ак-Алаху,за Бертеком нас застала ночь и мы встали на начевку.С утра со стороны Бертекских руин и пастбища видели два авто,таблетку Чулышмана(это чела так с Барнаула зовут)и коротыша TLC-70.Выпустили две светошумовые ракеты с надеждой о встрече,но встреча не состоялась.Собрались и поехали штурмовать брод через Ак-Алаху,вода была высокая течение быстрое,я пол дня на грани фола пешком искал место прохода,несколько раз меня смывало течением и грохало об камни,незабываемые впечатления и куча адреналина,ситуация прикольная но не кому повторять не советую.Для себя проход нашел,а вот квадры бы не прошли не при каких обстоятельствах,унесло бы течением и разбило об скальники.Решили идти через мост на Бертеке и уходить на перевал Карсулу и далее Багымуиз,ну а там и до Джазатора рукой подать(где есть запасы топлива,оно к этому времени у нас кончатся начало).До Карсулу дошли играючись,но перед перевалом нас ожидала спокойная и коварная речка Калгуты которая в дальнейшем взяла нас в свои песчанно илистые холодно крепкие объятия и долго не выпускала.Интересно устроен человек,пол дня выискивая брод,проходя каждую лужицу и мало мальский ручеек,приговаривая не зная броду не суйся в воду ринулись нахрапом в Калгуты,выбрав место с «маленькими» камушками(торчащие верхушки полутораметровых валунов под водой),занырнули по пол лобового,воткнул заднюю пошел но напоролся на валун,включил все блоки,тапка в пол и вперед,попер реально и проехав метра три наскочил на еще больший валун спереди,попытался назад,но блокировки сыграли злую шутку,машину не сорвали зато закопали по самое нехочу,правый крен и водичка пошла через боковое окно,первое что сделал выдрал включенный инвертор на один киловатт,ну и начался рокенн-ролл,вода с ледников не теплая в салоне все шмурдяки документы деньги и пять человек народу.Заглушил мотор доплыл до капота,снял аккум и началась спонтанно хаотическая эвакуация всех и вся.Повыкидовали из машины как то всё быстро и незаметно,ребята на квадрах поехали к погранцам за помощью,ну а мы приняли решение попытаться с помощью волшебного приспособления(хай джек)лопаты и камней высвободить закопавшийся правый борт по мере наших возможностей.С помощью кирки лопаты и какой то матери,а также ныряния ,подводного копания и подвоного же мощения дна реки Калгуты через шесть часов кукурузер стоял на колесах и был снят с злополучного валуна.Стоял хорошо и бодро,не зарывшийся на всех четырех да еще и поднятый на 40-50 см.Была уверенность что легко вытащим его на квадрах.Часам к 11 вечера приехали квадры и притащили за собой Новосибирского лэндера(TLC-80)с лебедкой и десятью литрами диз масла взятого у пагранцов в Аргамжи,погранцы спасибо вам за масло.Также огромадное спасибо и Сергею из Новосибирска,который нас выудил из Калгуты,кстати он рыбак и я со всей ответственностью могу его поздравить с таким крупным уловом,наверное самым крупным в его жизни,да еще и нетрадиционные снасти использовал,электрическую лебедку с наживкой в виде динамометрической стропы.Утром слив воду ото всюду,залив моторного масла завели утопленника сделали его осмотр в ходе которого обнаружилась поломка рамы в двух местах,решили судьбу не искушать и вернутся в Кош Агач через теплый ключ с целью ремонта и пополнения запасов топлива и провианта.В тёплый ключ приехали ночью на горящей лампочке топлива,заночевали.Утром на абогатительной фабрике добыли 14литров бензу и договарились о ремонте рамы.Спасибо нашему земляку из Юрги управляющему этой фабрикой.Раму заварили и поползли в Кош Агач,проехав около 10 км. начала кипеть водно декстронистая чача в автомате,Где можно катились потихоньку,в тягуны останавливались и давали остыть коробе,ехали потихоньку не давая буксовать автомату,по пути еще раздобыли 10 литров бензу у Джазаторских дорожников(и им спасибо),встретили экипаж TLC-70 из Новосиба,позывной белка,зовут Юра,на сайте яЩУР с которым должны были встретится гораздо раньше и ехать вместе,но в виду сложившихся обстоятельств не получилось.Юра в доску наш чел,сошлись сразу и в дальнейшем продолжили путешествие на двух авто и двух квадрах.На подходе к Кош Агачу в южно чуйской степи повстречали два Московских и один Красноярский экипажа едущих в группе на Укок,поздоровались обменялись новостями,пожелали не пуха им и двинули дальше.В Кош Агаче поменял везде все масла,Юра починил пробитый бензобак заправились провиантом и топливом,немного погостили у чудесного и гостеприимного человека по имени Сатжан,Саджан приветище тебе огромадное и спасибо за гостеприимство,и в ночь выдвинулись в сторону Джазатора,в Джазатор приехали около трех ночи,отметились у погранцов,встретили земляка из Кузни служащего по контракту,заехали за село и встали на ночлег.На следующий день дошли до Карагема и рубанулись в верх по течению,по пути взяли годовалого барашка которого в дальнейшем мучительно не смогли съесть,вроде маленький а не кончается,и варили его и жарили,а мясо так и не кончалось.Рубанулись не сильно далеко,решили не поганить реликтовый лес,выбрали живописную поляну и заночевали.Утром понаблюдав релаксацию местного йоги посетили петроглифы на Карагемском мосту,пообщались с местным населением у парома на деревню Аргут(паром чисто для людей и лошадей,для авто не предназначен),нашли каменного истукана и древние захоронения,дошли до прижима от которого до пика Белухи 22км(саму Белуху не видно,её перекрывают горы),немножко вернулись и встали на стоянку.Вечером устроили SUNVIBES ,супер мега дискотеку с небывалыми световыми спец эффектами и вибрацией человеческих тел,особо вибрировал Игорь которму давали энергию местные лунно солнечные бобры, это вы можете увидеть в фото отчете,кстати фото отчет выдержан в хронологической последовательности.Дальше по планам было посетить лечебные источники в Тыве и заехать на Карагемскую поляну с стороны Бельтира,но планам не суждено было сбытся,на обратном пути из Джазатора у белки лопнул коренной лист передней рессоры,в Кош Агаче рессору подлатали и мы тихим сапом двинулись до дому.За день доехали до Усть Семы где и заночевали в сосновых гнздах(домики на стволах вековых сосен).На следующий день вечером были уже дома.За поездку встретили три группы чехов(конные на укоке,пешие с Ак тру идущие на джазатор,и мотоциклистов на эндуро Турция Иран Китай Монголия Горный Алтай Урал,запад России ,Чехия).Москвичей Омичей Томичей,Петербург,Красноярск немцы голландцы и много другого интересного люда нашей планеты,это только те кого привлекает дикий экстремальный туризм,не беру в расчет людей которых видели на чуйском тракте.В общем поезда в чудную и сказочно-фантастическую страну Горный Алтай состоялась.Еще раз всем кто оказывал посильную помощ и гостеприимство ОГРОМАДНОЕ спасибо.И отдельное спасибо нашей дружной и сплоченной команде.Старт экспидиции состоялся 3 Июля 2009 года,финишировали 15 Июля 2009.Желаю всем полных баков и крепких дружных товарищей.С глубоким уважением 16.
Пост скриптум: извините за «грамотность» и отсутствие привязки к датам,после трёх дней потерял ориентацию в датах и днях недели.
|