Катализатор - обычно пористый например керамический материал (отдаленно похож на пемзу) . Все ячейки покрыты соединением платины (поэтому такой дорогой)
.
Что происходит. При сильном нагреве, (а катализатор специально ставят близко к выпускным каналам - чем ближе тем лучше) платина вступает в реакцию с вредными соединениями выхлопа (СО, СН - самые вредные) и химически преобразует их в невредные СО2 и Н2О). Т.е. это не дожигание, а хим. реакция в присутствии катализатора процесса. (поэтому он и называется катализатором).
Таким образом снижается содержание СО в выхлопных газе. Пахнет выхлоп - миндалем. т.е. катализатор нормально работет. В салоне если пахнет - значит выхлопная треснула под днищем.
К вопросу о дожигании. ЭТОГО катализатор боится больше всего.
Недавняя эпопея с Р12 и Х-трейлами с 2.0 мотором. Из - за плохого бензина умирают свечи. Бензин не сгорает и попадает в катализатор - и там дожигается. Из-за этого спекается катализатор. Выхлоп забивается. Труха засасывается обратно в мотор - все. Мотор на замену из-за задира цилиндров. Кто столкнулся - тот поймет грусность ситуации.
Почему именно на 2.0? Потому что там катализатор прям за пауком сидит на выхлопе. А на 1.8 или 1.6 - дальше по трубе, под днищем..