Часть 1. Предыстория
Итак, все началось с того, что листая австралийский форум патрулеводов, я наткнулся на тему свапа двигателя RD28Eti на RB25DET, а будучи влюбленным в легендарные автомобили Skyline с этими моторами, стал внимательно изучать, как австралийцы это делают, какие подводные камни существуют и как они их обходят… На самом деле подводных камней оказалось гораздо больше (у них-то правый руль), но об этом позже…
Почему просто не купил себе Skyline?! Да потому, что не люблю праворукие машины!
Читал и думал, читал и думал, читал и думал… Пока готовился к свапу, полностью перевел мануал по свапу одного из австралийцев на русский язык, так что прикрепляю! Перевод делал быстро и практически с листа, так что могут быть опечатки и неточности.
И вот настала пора, когда приехав к офису, двигатель странно заглох, после чего я его так и не смог завести. Поднятие клапанной крышки в сервисе (после поездки по городу на эвакуаторе) показало, что вылез «косяк» предыдущих умельцев, которые делали мне капитальный ремонт 2,5 года назад. Им не хватило высоты одной шайбы для регулировки клапана, и они, скорее всего не очень долго думая, подложили под шайбу вырезанный кусочек то ли жестянки, то ли плотной фольги. Спустя 2,5 года фольга (может подогрел двигатель, а может просто усталость металла) вспучилась, вытолкнув шайбу, которую перекосило в тарелке. Об неё распредвал и остановился… А коленвал-то крутился дальше… Как итог, сорвало шпонку вместе с куском распредвала, ну и все отсюда вытекающее вплоть до пяти загнутых клапанов.
Сели в сервисе считать… Когда предварительная калькуляция ремонта подобралась к отметке 50 тыс.руб., это ещё не считая того, что головку не поднимали, и не известно было, что там внизу с поршнями и блоком, я понял, что созрел для свапа!
Переведенный мною мануал:
http://files.mail.ru/ZPK1ZG
Фотографии в качестве:
http://foto.mail.ru/mail/nuyskov/58
Добавлено через 2 минуты
Часть 2. Заказ двигателя и запчастей для свапа
Итак, воодушевившись тем, что скоро у меня будет RB25DET стал искать подходящий мотор и заодно смотреть, что мне понадобиться ещё...
1. Сам двигатель - первые десять дней ушли на поиски двигателя. Т.к. моторы NEO посвежее и имеют несколько преимуществ перед обычными моторами, задачу поставил внедрить именно такой мотор. Наконец, был найден хороший экземпляр 2000г. (предпоследний год производства автомобилей с этими моторами) с пробегом 60 000км (пробегу поверил только после того, когда полезли смотреть свечи, а на подсвечниках обнаружили заводские пломбы, т.е. в России мотор не вскрывался, что меня очень сильно порадовало). Найден был от автоматной Stagea, что повлекло за собой впоследствии некоторые дополнительные работы.
2. Бензонасос - был куплен целиком бензобак с бензонасосом с сборе от Патруля с бензиновым двигателем 4,5л., так что не пришлось ничего переделывать за исключением расключения электропроводки. Огромное спасибо oleg800 за хороший бак с насосом.
3. Трубка ГУР высокого давления - насос ГУР и генератор на новом моторе расположены зеркально относительно двигателя RD28Eti, так что купил трубку ГУР высокого давления с датчиком нагрузки от того же бензинового 4,5л. Также спасибо oleg800.
4. Педель газа - педаль газа RD28Eti - электронная, так что она была снята, а вместо неё установлена педаль газа вместе с тросиком газа от бензинового Патруля. Спасибо Роману из Зеленограда.
5. Ну и ещё заказаны некоторые мелочи для свапа. Например, т.к. двигатель был от автоматной машины, пришлось менять втулку коленвала на втулку от механики, хотя вроде бы подошла бы и Патрулевская по размерам, но рисковать не стал... Естественно пришлось покупать топливный фильтр, новый масляный фильтр, новую прокладку масляного поддона.
Фотографии в качестве:
http://foto.mail.ru/mail/nuyskov/50
Добавлено через 5 минут
Часть 3. Собственно свап
В основном при свапе руководствовался мануалом австралийца, хотя различия были, причем огромные!
Когда двигатель и все запчасти пришли (14 дней сидел как на иголках - все не мог дождаться), достали из Патруля старый двигатель, поставили их вместе и стали изучать различия.
Первое, на что обратили внимание, - это невозможность подключения нашего стокового масляного интеркуллера к новому двигателя. Вернее, может быть это было и можно, но я нашел в интернете так называемый сэндвич (проставку между двигателем и фильтром) с выводами под куллер, да ещё и с термостатом, открывающим линию на куллер, так что решили пока его заглушить.
Затем сняли мой поддон и трубку забора масла с целью перекинуть на новый двигатель. Если бы двигатель был от Скайлайна с механикой, этой проблемы бы не возникло, но мне достался двигатель от автоматной полноприводной Stagea, так что поддон был с редуктором и, естественно, не встал бы, упершись в передний мост. Когда приставили мой поддон к двигателю, обнаружили, что мало того, что трубка забора масла короткая, так ещё и то, что с ней поддон не закроется. Наш блок имеет два ряда болтов для поддона. Поддон от Stagea крепился по внешним болтам, а Патрулевский по внутренним, а вот трубка забора масла на двигателе стоит четко по центру внутренних болтов. Ну ничего, день работы грамотному аргонщику и поддон с трубкой встали как будто там и росли... Зато пока он варил, я вспоминал австралийца всеми добрыми и недобрыми словами... Не знаю, что за прикол, блоки по идее одинаковые, поддоны тоже... Может у НЕО другие поддоны пошли? Но факт есть факт. Главное поставили!
Также аргонщику пришлось покумекать над тем, как сварить новые трубки ГУР и кондиционера. У австралийца они проблем не вызвали, так как у них правый руль, а у нас левый, и рулевая колонка проходит в непосредственной близости от этих трубок. Бачок ГУР переносить не стал, оставил там, где стоял, к нему сделали новую трубку, взяв за основу трубку от бензинового Патруля с датчиком, приварив к ней мои родные "уши" как надо. Обратку ГУР пустили простым маслостойким шлангом за двигателем, чтобы спереди не маячила... С кондиционером все гораздо проще - просто переварили крепления...
Стартер поставили от Stagea, хотя в следующий раз переставлю свой - не нравится звук, с которым машинка заводится - такое ощущения, что зубчики стартера не сразу достают до маховика...
Генератор переставил свой Патрулевский, поменяв шкив от генератора Stagea и слегка переделав систему натяжения ремня геренатора, работы на 20 минут...
Трубки подачи топлива и обратки подключили к топливной системе, в разрыв подачи топлива установив топливный фильтр, залили масло Nissan 5W-30 и антифриз Akira синий.
Что касательно выхлопа, то приемная труба от патрулевского выхлопа подошла практически один в один. Единственное, что мы сделали, так это на фланце порезали ушки для болтов, так как межболтовое у дамп-пайпа нового двигателя оказалось чуть побольше.
На этом, пожалуй, механическая часть свапа закончилась, и двигатель поставили не место. Опоры двигателя поставили мои, с коробкой состыковался как родной. Пришло время занять электрикой.
Фотографии в качестве:
http://foto.mail.ru/mail/nuyskov/63/
Добавлено через 3 минуты
Часть 4. Электрика
Эта часть свапа отняла кучу времени и нервов, но может быть потому, что не стали ни во что вникать, а стали действовать по мануалу австралийца, а зря... Если бы сразу начали разбираться, сэкономили бы как минимум 3 дня и кучу нервов.
Австралиец ставил себе не НЕО мотор, а у НЕО распиновка мозгов абсолютно другая, поэтому полдня я ещё потратил на поиски правильной распиновки НЕО мотора.
По электрике расписывать все шаги, думаю, смысла особого нет, кто с электрикой дружит, и так все поймет, а кто не дружит, тому лезть не советую...
В итоге после того, как все подцепили, а двигатель так и не завелся, взяли в руки электрическую схему Патруля, электрическую схему Stagea и распиновки обоих мозгов и на полдня засели в кипах проводов. Положение усугубилось тем, что вся левая сторона датчиков (по ходу движения) была просто откушена и осталась на кузове автомобиля-донора, а у меня на косе был жгут из 40-50 проводов, которые предстояло опознать и что-то с ними делать. Благо снимали не совсем вандалы и фишки автомата и АБС оставили нетронутыми. Иначе неопознанных проводов оказалось на 2-3 десятка больше.
Когда мы завели машину, дебильная улыбка с моего лица не спадала дня два, несмотря на то, что двигатель работал в аварийном режиме - не набирал больше 2500 оборотов при отключенной турбине. Но, главное машина смогла передвигаться свои ходом! Доехав до дома, я сел курить мануал по Скаям в 34-м кузове, и находить ответы на свои вопросы, заодно проверяя теоретические догадки ноутбуком. Следствие показало, что был неправильно подключен MAF, умер лямбда зонд, датчик давления турбины и отсутствовал соленоид турбины, но это уже в процессе эксплуатации.
Фотографии в качестве:
http://foto.mail.ru/mail/nuyskov/70/
Добавлено через 4 минуты
Часть 5. Эксплуатация и доводка
В принципе, сам свап как таковой, уже закончен, сейчас я спокойно езжу на машине и потихонечку довожу до ума все то, что не успели сделать или сделали плохо.
Переподключив МАФ (Патрулевский подходит, даже с небольшим запасом - до 350 л.с.), я снял отсечку по оборотам, неработающую лямбду отключил вообще, чтобы она не давала мозгам ложных сведений и купил новую, но ставить её буду вместе с 3-хдюймовым выхлопом. В первую очередь заказал себе 3-хдюймовый дамп-пайп с приемной трубой с местом под оригинальную лямбду, после установи которого и будет отталкиваться дальше.
Долго и нудно не мог победить отсечку по турбине в 0,25 бар, пока не вычитал, что для автоматных моторов это норма. Перед выходными мне пришел соленоид турбины, который я только сегодня заставил работать и им смог поднять давление до 0,35 бар. После выхлопа и установки датчика наддува (по которому мозги немного правят топливную карту) буду думать над поднятием давления до 0,8 бар (с давлением выше стоковая турбина может не справиться).
Заодно заказал себе нулевой фильтр K&N в штатное патрулевское место. Коробку впускного фильтра оставил свою!
Интеркуллер оставил свой, сейчас ищу 9-тидюймовый тонкий вентилятор (не больше 2 дюймов по высоте), так как RB25DET чуть повыше RD28Eti, и старый вентилятор не влез...
Откатавшись неделю после свапа по городу, чтобы понаблюдать за двигателем, понял, что засад нету, поехал в другой город. Откатал чуть больше 1000 км, расход в смешанном цикле трасса+город составил 17л. Что при отсутствующих датчик корректировки топливных карт и условно работающей турбине, считаю хорошим результатом! Да и не для экономичности я делал этот свап, а для драйва, которым меня теперь машинка не перестает радовать!!!
Ну вот пожалуй и все! Надеюсь не сильно утомил таким рассказом!
С удовольствием отвечу на все вопросы!
Фотографии в качестве:
http://foto.mail.ru/mail/nuyskov/72