лучше читать оригинал статьи по ссылке
http://www.autoreview.ru/new_site/ye...1/benzin/1.htm
Всем столичным автомобилистам известно, что заправляться лучше на именитых колонках, украшенных голубым пятиугольником Знака качества Московской топливной ассоциации. А еще все мы уверены, что в области бензин хуже, а недоливают наверняка больше, чем на московских заправках. Чем дальше от начальства...
Это — теория. А что на практике? Мы решили выяснить это в ходе очередного рейда — и взяли пробы бензина марки АИ-95 на 20 автозаправочных станциях Москвы и Подмосковья.
На рынке автомобильного топлива царит неразбериха. Изобилие разных ГОСТов и ТУ на бензин и солярку, отсутствие надлежащего государственного контроля качества, откровенная некондиция, недолив на колонках... Со всем этим мы столкнулись во время предыдущих «бензиновых» тестов — например, при взятии проб на трассе Москва—Санкт-Петербург (см. АР № 13—14, 2003).
А что будет сейчас?
Вооружившись канистрами, мы сперва объехали двенадцать заправок на внутреннем кольце МКАД: Сибнефть, Лукойл, ТНК, Славнефть, МТК, ТрансАЗС, IP (Интернешнл Петролиум сервис), ЮКОС, Гермес, Корус, Экотек и Ойл Шоп-1. Причем на Гермесе взяли пробу скорее из любопытства — на заправке надпись уверяла, что здесь продается точно такой же бензин, как и на соседнем ЮКОСе.
Цены на всех заправках оказались близкими — разница не превысила 30 копеек за литр. Самый доступный бензин был на заправке IP и АЗС Экотек, что расположена бок о бок с дилерским центром Honda. Правда, на них, как и на Корусе, мы не обнаружили Знака качества МТА. Ну да ладно — проверим качество сами.
Почти на всех АЗС нам предоставили сведения о происхождении бензина, но информационный стенд с указанием всех параметров топлива, который с недавних пор обязаны иметь все московские заправки, оказался только на станциях Лукойл, Славнефть и МТК. А на АЗС Сибнефть, IP и Ойл Шоп-1 нам отказались показать даже паспорт качества топлива, ссылаясь на то, что его якобы могут требовать только «вышестоящие инстанции». Это противозаконно — клиент имеет полное право получать сведения о продаваемом бензине.
После круга по Московской кольцевой дороге мы по восьми основным магистралям съездили в область, стараясь выбрать те «марки» АЗС, на которых мы не заправлялись в Москве. В итоге были взяты пробы на заправках ТК-Нефтепродукт, Татнефть, ЛКС, Мега-Ойл, БТК, BP, Милена и Алан-Z.
Заправку БТК мы едва не приняли за ТНК — схожесть логотипов напомнила о китайских кроссовках Adibas и Reebek. Зато здесь, как и на АЗС Милена, висел полноценный информационный стенд. На всех других заправках области нам беспрекословно предоставили все сведения о продаваемом бензине. Кстати, цены в Подмосковье существенно ниже, причем чем дальше от Москвы, тем дешевле. Самым доступным оказался бензин на заправке ЛКС (на 40 копеек дешевле, чем на самых «дешевых» московских АЗС Экотек и IP).
Почему мы вновь решили испытывать АИ-95? Во-первых, на этом бензине ездит большинство новых и подержанных иномарок. А во-вторых — именно АИ-95 чаще всего оказывается бензином более низкого качества, модифицированным с помощью «убивающих» свечи зажигания присадок-ферроценов (см. АР № 15, 2004).
Собрав все двадцать проб, мы их обезличили — и в канистрах с условными номерами отвезли в сертифицированную лабораторию, аккредитованную Госстандартом РФ для анализов топлива.
Результаты поначалу обнадежили. Во-первых, на всех двадцати заправках продают действительно неэтилированный бензин. Порадовало и то, что концентрация фактических смол (есть еще потенциальные — вещества, склонные к смолообразованию), которые при повышенном содержании приводят к «зависанию» клапанов и отложениям нагара, во всех пробах была ниже максимально допустимого уровня 5 мг/0,1 л. А в бензине заправок ТНК, БТК и BP смол не оказалось вовсе. В норме оказались и объемная доля бензола, и плотность топлива.
Тест на определение октанового числа, которое обусловливает детонационную стойкость топлива, успешно прошли семнадцать образцов. Антидетонационным чемпионом стала заправка BP — по цене АИ-95 нам продали бензин с реальным октановым числом 97,5! Почти «девяносто восьмой»! У проб с заправок Славнефть и Мега-Ойл октановое число строго равно 95. За рамки ГОСТа по детонационной стойкости вышли образцы с Лукойла, ЮКОСа и Гермеса. Последние два действительно оказались почти одинаковыми: октановое число 94 и 93,8 соответственно и — пониженное давление насыщенных паров. Последнее не страшно, хотя может ухудшить пусковые свойства двигателя.
Но все это — сущие пустяки по сравнению с тем, что нам залили на Лукойле: октановое число по исследовательскому методу составило 90,7! Это даже не АИ-92!
Два небольших несоответствия и один крупный провал. Не такой уж плохой результат для двадцати различных заправок Москвы и Подмосковья. Но это — если проверять бензин только по параметрам, оговоренным непосредственно в ГОСТе Р 51105-97, по которому производится большая часть бензинов, а также в ТУ 38.401-58-171-96 и ТУ 38.401-58-99-94.
Но, как мы уже знаем, бензин с высоким октановым числом можно получить разными способами. Например, добавив лошадиную дозу железосодержащих присадок — ферроценов. Ведь они допущены к применению Межведомственной комиссией при Госстандарте РФ. Правда, в ограниченной концентрации. Но кто за этим следит?
Мы решили проследить — и попросили экспертов лаборатории выявить в пробах наиболее распространенные антидетонационные присадки и добавки. Ферроценовые (на основе железа), марганцевые, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), монометиланилин (ММА)...
В восемнадцати канистрах концентрация железа оказалась незначительной — в среднем около двух миллиграмм на литр, что соответствует естественному фону бензина (микроскопические примеси от ржавчины, окалины трубопроводов и т.д.). Бензин с АЗС Мега-Ойл уже явно содержал ферроцены — в концентрации 12,5 мг/л, что ниже разрешенных 18 мг/л. А в каждом литре «низкооктанового» бензина с заправки Лукойл оказалось 33,33 мг железа! Если ездить на таком «железном» топливе, то очень скоро можно «убить» свечи зажигания и датчик кислорода (лямбда-зонд), а впоследствии — и каталитический нейтрализатор.
Не менее вредных и к тому же ядовитых марганцевых присадок эксперты не обнаружили — только «фоновая» концентрация, менее 1 мг/л. Один из самых распространенных антидетонаторов, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), содержался только в 14 образцах, и его уровень оказалось ниже допущенных Госстандартом 15%, хотя бензин с Ленинградского шоссе (Алан-Z) был уже близок к предельному уровню — 14,8%. Строго говоря, МТБЭ — это не присадка, которая изменяет свойства самого бензина, а высокооктановая добавка (собственное октановое число МТБЭ — около 110 единиц). В разрешенной концентрации МТБЭ даже полезен для двигателя, поскольку содержит кислород, который улучшает полноту сгорания и тем самым снижает выбросы СО и СН. Но повышенное содержание МТБЭ ведет к падению мощности. Кроме того, бензин с повышенной концентрацией МТБЭ агрессивен к уплотнениям топливной системы и ускоряет процесс коррозии. Помимо этого, превышение допустимой доли МТБЭ ведет к росту выбросов окислов азота (NOx).
Еще одна присадка, которая широко используется производителями бензинов, — монометиланилин (ММА). В разрешенной концентрации (до 1,3%) ММА безвреден, но более высокое его содержание приводит к повышенному нагарообразованию. Кроме того, ММА, как и марганцевые присадки, относится к категории ядов. Из нашей «горячей двадцатки» девятнадцать заправок ограничились половиной безопасной «дозы» (менее 0,6%), но все в том же злосчастном образце с АЗС Лукойл доля ММА составила 3,15%, что в 2,5 раза выше нормы. По словам специалистов, добавив такую порцию ММА в бензин с октановым числом 76, можно получить почти «девяносто второй». Остается только догадываться, каким был исходный бензин, если даже с таким запредельным содержанием ММА и железа октановое число оказалось равным только 90,7…
Но и это еще не все: этот же бензин оказался еще и с метиловым спиртом. Его использование не запрещено. В принципе, небольшое количество спирта даже полезно для двигателя: его высокие моющие свойства позволяют эффективно очищать камеру сгорания, а содержащийся кислород улучшает полноту сгорания топлива. Но в реальности получается так, что спирт, добавленный в топливо на нефтебазе, очищает не двигатель автомобиля, а трубопроводы нефтебазы, цистерну бензовоза, топливораздаточную аппаратуру бензоколонки... В топливную систему автомобиля такой бензин попадает уже с множеством примесей.
А теперь — тест на недолив. Мы взяли с собой специальный мерник, в который входит ровно 5000 миллилитров топлива, — и вновь посетили каждую из 20 АЗС, заправляя бензин АИ-95 непосредственно в тарированную емкость. Причем для чистоты эксперимента мы учитывали еще и температуру топлива в момент измерения объема.
Результаты — неутешительные. Норме недолива, по ГОСТу — менее 50 мл на 10 л (то есть менее 25 мл на 5 л), полностью соответствуют колонки только шести заправок из двадцати: ТрансАЗС, ЮКОС, Экотек, BP, Милена и Алан-Z, причем на последней нам даже перелили целых 110 мл! Еще на четырех заправках (Сибнефть, Гермес, Ойл Шоп-1 и ТК-Нефтепродукт) нам недолили менее 50 мл на 5 л, что можно считать условно приемлемым результатом.
Остальные десять колонок недоливают серьезнее. Самые «безобидные» из этой группы — Славнефть и ЛКС (недолив — по 50 мл), Корус (80 мл), ТНК и его «близнец» БТК (по 90 мл). Далее отрывы растут: Татнефть (220 мл), МТК (280 мл), МегаОйл (310 мл) и Лукойл (340 мл). А лидером по недоливу стала АЗС IP, где нам недолили аж 580 мл бензина! То есть если заправлять здесь полный 50-литровый бак, то вам недольют около шести литров «девяносто пятого» и обманут почти на 100 рублей...
В итоге самая лучшая заправка по итогам нашего теста — это скромная станция Экотек на 19-м километре МКАД. Здесь нам продали отличный бензин. Кроме того, этот бензин оказался еще и самым дешевым на МКАД. При этом у победителя нет ни Знака качества МТА, ни информационного стенда…
На четырех заправках — Транс-АЗС, BP, Милена и Алан-Z — придраться не к чему: топливо полностью кондиционное, недолив в норме. К группе победителей с некоторой натяжкой можно добавить и АЗС Сибнефть, Ойл Шоп-1 и ТК Нефтепродукт, где недолив лишь несущественно превышает норму.
Итого — восемь на двенадцать: меньше половины…
А аутсайдер теста — это АЗС Лукойл на 52-м километре МКАД. И бензин нам продали отвратительный, и недолив огромный. Но неужели лукойловское топливо, которое в прошлых тестах было одним из лучших, за год превратилось в худшее? А может, это вовсе не лукойловский бензин?
Смотрим в чек — так и есть: там значится некое ООО «Фирма АМОКС». Кстати, еще одна заправка АМОКС, но уже под собственной вывеской, расположена неподалеку от «как бы Лукойла».
Это — типичный пример франчайзинга, когда компания с громким именем предоставляет право более мелкой структуре вести бизнес под своей «громогласной» вывеской. Сегодня, помимо Лукойла, по такой схеме работают многие известные компании: ТНК, Татнефть, ЮКОС… Но, как правило, в обмен на фирменное оформление, одежду, систему скидок и т.д. непосредственные владельцы бензоколонок обязуются продавать бензин только той компании, которая предоставила им право пользования торговым знаком. А владелец бренда обычно регулярно проводит проверки качества топлива — ведь, случись чего, первым делом страдает его репутация.
Вот и случилось…
Может, франчайзинговых заправок нужно избегать? В принципе, сам факт франчайзинга можно выяснить у кассиров. Но результаты этого теста еще раз показали, что выбор АЗС — это лотерея. Где гарантия, что на следующий день после наших проб на лучшей из заправок не продавали «левый» бензин? А в емкостях той самой злополучной франчайзинговой АЗС под вывеской Лукойла сейчас, возможно, уже залито кондиционное «официальное» топливо.
Так нужны ли вообще наши тесты?
Нужны. Проверяя заправки из раза в раз, мы накапливаем статистику. И со временем такие рейды помогут выявить те топливные компании, которые серьезно относятся к контролю качества бензина на «своих» АЗС. А тех станций, на которых шанс нарваться на недолив и «некондицию» гораздо выше, мы будем избегать...
Немного о сервисе
Радует, что сервис на заправках становится лучше. Например, по кредитной карточке можно расплачиваться уже не только на АЗС British Petroleum, но и на некоторых небольших заправках. В нашем случае — на АЗС Алан-Z на Ленинградке и IP на МКАД. В скором времени принимать «кредитки» обещают ТНК, Татнефть и ЮКОС.
Заправщики тоже постепенно «прогрессируют». Мальчишек, которые требуют денег за услуги, мы встретили только на заправке IP. А на АЗС Сибнефть, ТНК, ЮКОС, Корус и BP работают не попрошайки, а заправщики в фирменных комбинезонах.
А лучший сервис — на ЮКОСе. Здесь клиентам бесплатно протирают стекла и обслуживают по стандартам Макдональдса — «спасибо за покупку, заезжайте к нам еще». Мелочь, а приятно.
Результаты проверки автозаправочных комплексов Москвы и Подмосковья*
Параметр Цена литра бензина АИ-95** Недолив бензина на 5 л Октановое число по иссле-дователь-скому методу Кон-центра-ция железа Кон-центра-ция марганца Содержа-ние МТБЭ Содержа-ние ММА Содержа-ние спиртов Кон-центра-ция факти-ческих смол Объем-ная доля бензола Давление насы-щенных паров
Единица измерения руб. мл единиц мг/дм3 мг/дм3 % % % мг/100 см3 % кПа
Москва
Сибнефть 15,30 40 95,8 1,17 0,68 нет 0,3 нет 1,6 2,63 51,3
Лукойл 15,40 340 90,7 33,33 0,68 4,1 3,15 4*** 4,8 3,40 59,2
ТНК 15,40 90 95,2 1,33 0,73 10,9 0,23 нет нет 4,07 55,3
Славнефть 15,40 50 95,0 2,18 0,58 12,8 0,19 нет 1,2 2,99 59,2
МТК 15,30 280 96,2 1,25 0,58 нет 0,29 нет 2,4 2,82 52,7
ТрансАЗС 15,30 0 96,3 1,75 0,68 5,3 0,39 нет 2,0 2,49 68,8
IP 15,10 580 96,0 1,42 0,68 нет 0,42 нет 0,4 2,74 47,2
ЮКОС 15,40 +30 94,0 2,01 0,88 4,0 0,31 нет 1,2 4,46 39,3
Гермес 15,40 40 93,8 1,42 0,88 4,2 0,39 нет 2,0 4,12 40,7
Корус 15,40 80 95,3 1,42 0,68 2,2 0,54 нет 1,2 2,49 70,2
Экотек 15,10 10 95,4 2,82 0,68 нет 0,39 нет 1,2 2,57 64,7
Ойл Шоп-1 15,30 30 95,6 1,58 0,77 10,4 0,39 нет 1,6 3,65 56,2
Московская область
ТК-Нефтепродукт 15,20 40 95,8 1,66 0,73 6,2 0,58 нет 2,0 2,57 56,7
Татнефть 15,00 220 95,8 1,75 0,68 нет 0,42 нет 3,2 2,54 50,2
ЛКС 14,70 50 95,7 1,75 0,54 нет 0,39 нет 0,8 2,32 43,7
Мега-Ойл 14,90 310 95,0 12,50 0,58 0,7 0,26 нет 3,2 2,82 53,7
БТК 15,30 90 95,5 1,42 0,58 9,3 0,22 нет нет 4,15 53,7
BP 15,39 0 97,5 1,83 0,63 8,9 0,15 нет нет 3,98 68,2
Милена 15,20 20 95,6 2,90 0,58 7,8 0,31 нет 1,6 1,33 48,7
Алан-Z 14,90 +110 95,2 3,47 0,58 14,8 0,31 нет 4,0 3,24 47,2
*Результаты относятся только к пробам топлива, подвергнутым испытаниям
** По состоянию на 22.10.04
*** Метиловый спирт
(+) «Перелив» бензина
Результаты
Сибнефть, 46-й км МКАД
Октановое число — 95,8.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 40 мл
Лукойл, 52-й км МКАД
Октановое число — 90,7.
Повышенное содержание железа и ММА.
Бензин содержит метиловый спирт.
Некондиционный бензин.
Недолив — 340 мл
ТНК, 63-й км МКАД
Октановое число — 95,2.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 90 мл
Славнефть Гранд, Правобережная ул., 1а (74-й км МКАД)
Октановое число — 95,0.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 50 мл
МТК, 84-й км МКАД
Октановое число — 96,2.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 280 мл
ТрансАЗС, 93-й км МКАД
Октановое число — 96,3.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив отсутствует
Интернешнл Петролиум сервис, 103-й км МКАД
Октановое число — 96,0.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 580 мл
ЮКОС, 5-й км МКАД
Октановое число — 94,0.
Давление насыщенных паров ниже нормы.
Условно кондиционный бензин.
Перелив — 30 мл
Гермес-Москва, 6-й км МКАД
Октановое число — 93,8.
Давление насыщенных паров ниже нормы.
Условно кондиционный бензин.
Недолив — 40 мл
Корус, 9-й км МКАД
Октановое число — 95,3.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 80 мл
Экотек, 19-й км МКАД
Октановое число — 95,4.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 10 мл
Ойл Шоп-1, 37-й км МКАД
Октановое число — 95,6.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 30 мл
ТК-Нефтепродукт, 27-й км Минского шоссе
Октановое число — 95,8.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 40 мл
Татнефть, 37-й км федеральной трассы «Крым»
Октановое число — 95,8.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 220 мл
ЛКС, 75-й км Каширского шоссе
Октановое число — 95,7.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 50 мл
Мега-Ойл, 47-й км Рязанского шоссе
Октановое число — 95,0.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 310 мл
БТК, 24-й км федеральной трассы «Москва—Нижний Новгород»
Октановое число — 95,5.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 90 мл
ВР, 20-й км Ярославского шоссе
Октановое число — 97,5.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив отсутствует
Милена, 4-й км Дмитровского шоссе
Октановое число — 95,6.
Полностью кондиционный бензин.
Недолив — 20 мл
Алан-Z, 32-й км Ленинградского шоссе
Октановое число — 95,2.
Полностью кондиционный бензин
Перелив — 110 мл