Андрей Цыбульский Жесткая конкуренция на просевшем рынке иномарок и сезонный спад продаж,
усугубившийся в этом году политическими факторами (отмена таможенных
льгот, декларирование крупных покупок и ожидание выборов), заставляют
автоторговцев поддерживать спрос всеми доступными средствами.
Массированные рекламные кампании и подаваемые под различными соусами
распродажи помогают дилерам продержаться на плаву до лучших времен. Однако
продать автомобиль - только полдела, а точнее, лишь его пятая часть.
Именно столько составляет прибыль от продажи машин в совокупном доходе
классического автодилера. Остальные 80% приносят ремонт и запчасти. Продав
клиенту машину, дилер готов ради приручения автолюбителя к своему сервису
буквально на все.
Приезжайте почаще, оставляйте побольше
Приблизительно по такому принципу работает система накопительных скидок
в автосервисах. В той или иной степени ее используют все станции
техобслуживания, практикующие материальное поощрение своих клиентов.
Рафинированный вариант этой схемы предлагает дилер концерна Volkswagen
- "Фирма Яр". Уже после первого визита на сервис автовладелец получает
скидку на последующее обслуживание в размере 1%. Второй и третий заезды
приносят клиенту 2% и 3%, а начиная с четвертого в дело вступает
материальный фактор. Потратив более 1800 DM, автолюбитель получает
возможность заплатить за последующий ремонт на 4% меньше. Расходы,
превышающие 2500 DM, дают право на 7% скидки, а оставив в кассе
автосервиса 5000 DM, клиент может рассчитывать на 10% дисконта.
Свой вариант накопительной схемы есть и у фирмы "Независимость" (дилер
Volvo Cars). Правда, скидки на услуги сервиса и запчасти (1% и 0,5%
соответственно) начинаются здесь с $1000. В остальном система аналогична
вышеописанной: чем больше потратил, тем существеннее будущий дисконт.
Различаясь в частностях, схемы накопительных скидок едины в главном:
максимально допустимая величина дисконта, как правило, не превышает 10% от
стоимости работ и запчастей. Поэтому, даже оставив в автосервисе все свои
сбережения, вы все равно не сможете обслуживаться там бесплатно.
Сервис в стиле VIP
Впрочем, шанс воспользоваться услугами автосервиса почти задаром
все-таки есть. Например, любой клиент фирмы "Автодом" (дилер BMW) в один
прекрасный день может стать обладателем дисконтной VIP-карты. Размер
скидки, предоставляемой по этой карточке, не лимитирован и оговаривается в
каждом конкретном случае.
VIP-карта выдается "по усмотрению администрации" и служит своего рода
инструментом поощрения. По статистике, большинство VIP платят за услуги
лишь на 15% меньше, чем рядовые клиенты. Однако, как заявили
корреспонденту "Ко" в "Автодоме", скидка по VIP-карте может составлять от
1% и "до бесконечности".
Практикуется VIP-обслуживание и в техцентре компании "Независимость".
Впрочем, статус "очень важной персоны" приобретается здесь как и положено
- за деньги. Сообразно возможностям клиенты подразделяются по трем
степеням "важности", которым соответствуют стандартный, серебряный и
золотой планы технического обслуживания. Заплатив $1400 - $5900 (для авто
с 5- и 6-цилиндровыми двигателями сумма увеличивается на $100 и $200
соответственно), автовладелец получает право на 5 или 10 ТО, программа
которых варьируется в пределах 12 - 23 пунктов в зависимости от номинала
карты. Параллельно обладатель VIP-карты получает от 1,4% до 5,9% дисконта
на услуги сервиса и запчасти, становясь участником программы накопительных
скидок.
Впрочем, по словам сервис-менеджера "Независимости" Алексея Лагутина,
VIP-ТО привлекает клиентов отнюдь не скидками. "Получить 20-процентную
скидку в автосервисе можно без всякой карты, просто приехав туда в
воскресенье, - говорит Лагутин. - Главное преимущество VIP перед обычным
клиентом в том, что он оплачивает ТО единовременно и не зависит от
изменения цен на работу и запчасти. Кроме того, при безналичном расчете
VIP-клиент освобождается от предоплаты, то есть все дополнительные работы
и заказываемые запчасти оплачиваются по факту".
Карточные фокусы
Фирменные дисконтные карты, предлагаемые клиентам автосервисов,
зачастую увязаны с накопительными схемами. Израсходовав определенную
сумму, автовладелец автоматически получает карту того или иного номинала.
Например, если клиент техцентра фирмы "Интерпроект +" (дилер Volkswagen) в
ходе трех визитов на сервис оставил там не менее $2000, ему вручается
5-процентная карта. А потратив в послегарантийный период более $2000,
автолюбитель может рассчитывать на карту номиналом 15%. Правда, при одном
условии: машина должна быть куплена именно в "Интерпроекте".
Кстати, поощрение покупателей скидками на сервисное обслуживание -
весьма распространенное явление. Так, приобретая автомобиль в
"Независимости", вы будете расходовать на его ремонт и обслуживание на 5%
меньше. А содержание VW, купленного в "Интерпроекте", обойдется его
владельцу аж на 10% дешевле.
Накопительная схема приобретения дисконтной карты действует и в
"Автодоме". Кроме уже упомянутой VIP-карты клиентам автосервиса
предлагаются карты серий Standard (5%) и Gold (10%). Первую клиент
получает, израсходовав 750 евро, вторая обходится на порядок дороже.
Единственное существенное отличие "автодомовских" карт от
"интерпроектовских" заключается в том, что стать их обладателем можно "без
очереди", то есть не дожидаясь, пока в сервисной книжке появятся отметки о
ремонте на нужную сумму. Карты Standard и Gold просто покупаются в кассе
автосервиса за 75 и 750 евро соответственно.
Только для своих
Членство в закрытом клубе традиционно ставило человека как бы на
ступеньку выше простых смертных, предоставляя обладателю заветной карточки
некие недоступные прочим возможности. Применительно к нашей теме речь идет
о 50-процентной пожизненной скидке, которой пользуются избранные клиенты
"Обухов Автоцентра" (дилер Volvo Cars).
Получить клубную карту "Обухов" и впрямь непросто. Прежде всего
претендент должен зарекомендовать себя как постоянный клиент автосервиса,
ибо вступить в клуб предлагают только "проверенным" людям. Походив в
"кандидатах" не менее 12 месяцев, вы можете стать "действительным членом"
клуба. Достаточно уплатить своеобразный членский взнос в размере $1000 - и
карта ваша.
"Мы продаем клубные карты уже три года, - заявили корреспонденту "Ко" в
руководстве "Обухов Автоцентра". - И программа, несмотря на рекордно
высокие скидки, себя вполне оправдывает: ежегодно число клиентов
автосервиса увеличивается примерно на 30%".
Согласитесь, что возможность платить за ремонт и обслуживание своей
машины вдвое меньше обычного стоит года ожидания (клубные карты
действительно продаются только раз в год - по весне) и тысячи долларов.
Причем "пожизненный" статус карты вовсе не обязывает ее обладателя до
конца дней своих ездить исключительно на Volvo. У человека, пожелавшего
сменить марку автомобиля, проблем с продажей клубной карты не возникнет.
Передача дисконтных карт "по наследству", то есть вместе с автомобилем,
практикуется практически всеми эмитентами. Каких-либо дополнительных
формальностей это не требует: карта "привязана" не к человеку, а к машине.
Главное, чтобы новый владелец продолжал ездить на сервис, принося в
копилку дилера те самые 80% дохода.
Кстати, о реальном значении станций техобслуживания в жизни торговцев
автомобилями позволяет судить один показательный пример. Комментируя
некоторые предварительные итоги совместной деятельности "Обухов
Автоцентра" и фирмы "Независимость" (о готовящемся альянсе этих компаний
"Ко" писал осенью прошлого года), Алексей Лагутин признался, что
"автосервис "Независимости" от этого только проиграл" и по истечении
оговоренного в контракте срока (1 год. - Прим. "Ко") руководство фирмы
вряд ли пойдет на продолжение сотрудничества.