Отчет о прохождении курса в ЦВВМ. "Ледовая школа"
Отчет о прохождении ступени «Ледовая школа» в Центре Высшего Водительского Мастерства (СПб филиал школы Э.С.Цыганкова)
Запоздало несколько, но нашлось время, вот и пишу. Не все на форуме поедание суши в мороз обсуждать.
Прежде всего, как я туда попал.
Многие наверное по моим слезливым рассказам знают, что до переднеприводного Максика (Maxima QX, 3 литра, МКПП, длина машины без малого пять метров), в моем владении были полноприводная, и самая первая машина – заднеприводная (четыре с хвостиком метров, и все - несчастливые). Стало быть, опыта управления переднеприводной машиной по зиме у меня было мало. Прямо скажем, вообще небыло. Ну, по автошколе все «что то помнят», конечно, но это ведь – не практика.
То есть, причина – проверить свои силы.
Второй причиной стало желание проверить возможности уже именно машины.
И вот, сложив воедино два повода, прочтя всю литературу, доступную в Интернете, я выбрал ЦВВМ. Нет, ну, можно было бы конечно что то подешевле, но в Москве уж очень эту школу хвалят. Очень.
Записывался за месяц. Записывался на курс «Школа асфальта». К моменту моего обращения, Центр сменил адрес офиса на Каменноостровский, 60 (бывший ресторан «Парламент», кажется). Несмотря на приветливость сотрудниц центра, дорога по вечерам до места теоретических занятий была сущим адом – заезд на Каменноостровский только со стороны набережной, если желаешь ставить машину у Центра, постоянные пробки в районе шести-семи часов вечера (время начала занятий), но это я уже вперед забегаю.
Что такое «Школа асфальта» лучше заинтересовавшимся на сайте Центра прочесть. Скажу только, что летом и в демисезонье они называют этот курс «Летняя школа», а после того, как заливают лед – «Ледовая (Зимняя) школа» (на сайте – «Школа вращения»). Мне повезло попасть в «Ледовый» период, то, что нужно.
Два отступления.
Первое: практические занятия проводятся на части летного поля Аэродрома «Ржевка». Как и что там организовано – читать ниже.
Второе: при записи в школу заполняешь анкету, указывая реальный стаж вождения. В принципе, на сайте написано – от двух лет. Это правило не категорично, естественно. Главное – не путать педали, уметь управлять автомобилем и чувствовать габариты. Тем, кто этим не обладает – первая ступень, «Азбука асфальта». Тем, кто не обладает, но не находит сил себе в том признаться, хочу заметить: вы, конечно, пройдете вторую ступень, методика такова. Но нервов себе, преподам, и остальным обучающимся попортите. А еще и машину можете повредить (сцепление, например). Хотя, к чести преподавателей, из всей моей группы все уехали на своих машинах, так построено обучение (один оторвал кусок локера, так - машина была стара, локер и не выдержал, когда машину из сугроба вытягивали).
Короче, пришел, заполнил анкету и подписал договор. Стоимость – 10200 рублей. Платил частями (долларами не берут, сразу предупреждаю, сам так попал)). В стоимость: два теоретических занятия (по три часа, с перекуром) и три практических (по четыре часа, с малюсеньким перекуром, если только кто в сугроб не «уехал» - тогда подольше).
Контингент.
Когда я пришел и осмотрелся, вспомнилась автошкола: кругом будущие Шумахеры, однозначно. Одна бабуля, девчушка молодая, несколько мужчин среднего возраста различной комплекции, дед, и конечно молодые дарования мужского пола (к какой категории отнести себя?)). Группа небольшая – 10 человек. Предел, как я понял, при формировании – 12 человек. Машины у всех разные, но почти все – иномарки (Ниссан был один;), привод – разный, в том числе 4wd. Коробки – МКПП, АКПП (в том числе роботизированные, типтроник). Короче, солянка.
Часть из «учеников» прошла летнюю школу. Вернулись, вот. Значит, зацепило что то.
Преподаватели.
Старший преподаватель школы – Андрей Васильевич, Герасенков. Очень грамотный человек, опытный преподаватель. Хорошо «считывает» людей, преподнося информацию каждому именно так, чтобы тот понял. Небыло ни одного вопроса, на которые бы он не нашел доходчивые ответы. Терпелив, но в нужные моменты строг. Короче, золотой человек.
Второй преподаватель – раллист Александр (извини, фамилия не запомнилась, а по отчеству никого там не называют), в теоретическом классе отвечал за привитие навыков скоростного руления. На площадке – помощь в отслеживании ошибок в работе с машиной. Если первого преподавателя назвать «Гуру», то Александр – человек практики. Компанейский парень, отличный.
К слову сказать, весь персонал ЦВВМ оставляет приятное и легкое ощущение. Поверьте, с моим скверным характером заслужить такую оценку – непросто.
Теория.
Два дня теории пришлись на декабрь. На занятия лучше не опаздывать. До прихода в школу лучше прочесть книги Цыганкова, выложенные на сервере ЦВВМ. Можно ничего этого не делать, можно, но поскольку теории всего шесть часов, приходить туда надо с «мясом» знаний, которое вам помогут правильно разместить по «скелету».Первое занятие слегка обескуражило: около одного часа – завлекалочки про то, что и как надо было бы – но - и вот – а если бы – то… Я то пришел за серьезной инфой, заинтересовывать меня еще больше – не нужно. Короче, слегка заскучал. Вторая часть занятия – основы скоростного руления. Хм, короче, в первый день я не просек сразу, зачем такой фигней занимаемся. После занятий честно высказал свои сомнения о методике, сказав, что может оно и правильно, но не для короткого курса. Получил толковые ответы, задумался…
Кстати, в перерыве – чай\кофе/печенюги за счет заведения. Народ, похоже, все еще считает халяву - добычей)))
Второй день был очень информативен. Но тут то и пригодились «упреждающие знания» - прочтение кой-какого материала по курсу, до посещения занятий. Иначе в голове была бы каша, или, того хуже, ничего бы не осело. Особо разбирали тему полного привода в заносе и АКПП при исполнении «полицейского разворота». Что в первый, то и во второй день – очень порадовал видеопроектор. Легко запомнить, когда вначале разжуют, а потом еще и покажут на видеопримере.
С ожиданиями чуда, ушли на каникулы. Практика начиналась шестого января.
Практика.
Как я уже упоминал выше, ЦВВМ арендует часть летного поля аэродрома Ржевка. Дорога до аэродрома была выдана в виде плана, со всеми значимыми постройками/ знаками. Запутаться невозможно. Правда, последние 200 метров сами по себе напоминают полигон для испытания внедорожников. Интересно, весной там можно проехать?
Перед КПП – место сбора, выдачи номеров на машину, раций. Также в задачи въезжающих - сбить снег с солью, налипший к машине с городских улиц. Выполнено. Ровно в десять – заезжаем, колонной. Мой номер – «5». Два в боковое остекление, один – под лобовое. Итого – три пятерки. Надеюсь, поможет.
Площадка – это огромный каток. Снежными брустверами (внутри, говорят шины, в чем сами убедились позднее) разделена на две части. Каждая половина – трехрядная дорога. Конусы. Шутки продолжаются, но куртки все поснимали – ясное дело, приехали пахать. Потеть пришлось.
Возвращаясь к разговору о группе: на практику приехали в моей группе только парни. Дед и женский пол ретировались. Преподаватель считает, к лучшему. Ему виднее. Из машин: спортивная тойота, субару, гольф, Нива, праворульная тойота, блаблабла…., длинная заднеприводная «четверка» ВАЗ. Один, с внешностью завсегдатая автотусовок, приехал на прокатной девятке. Грамотно поступил, чтобы без страха за свое родное калечить прокатное. К слову, именно н так отличился, что после второго дня его перевели на индивидуальный план обучения. Ну, деньги наверное тоже свою роль сыграли (… здесь должна быть белая зависть…).
Каждый из трех дней была своя скорость и своя программа. Первый день – до 20 км/ч, второй – до 40 км/ч, третий – кто как сможет. Змейки, квадраты, треугольники, развороты и повороты, вращения.
Конечно, большинство упражнений – т.н. «фокусничество». Кто то может ради того и пришел, но сверх- идея Центра – совместить приятное с полезным. Например, выполняя полицейский разворот, подспудно учишься некоторым навыкам возврата колес. Проходя на скорости по льду крутой поворот – отрабатываешь подруливание и правильную «добивку» движения газом.
На третий день Максик три раза улетал в сугроб. Два раза вытаскивали. Никто, повторяю, не сжег коробку, не разбил машину, не сорвал ручник и не повредил подвеску.
Мда. Супер, но маловато. Обучение закончилось еще внезапнее, чем появилась идея пойти поучиться(( Зато можно теперь вступать в их клуб, и по членской карте ездить раз в месяц на площадку, тренироваться. А еще бывают Учебно-тренировочные курсы, по этой же карте (правда, за отдельные деньги). А там, глядишь, и участие в соревнованиях – два соревнования в год включены в стоимость членства в клубе.
Итак, плюсы:
- навыки торможения на разных поверхностях
- навыки правильного руления (а в автошколах этот хват называют неправильным, во как!)
- я понял, что все же мастерство водителя не отменяет действия законов физики
- навыки разгона на разных поверхностях
- забавные «фокусы», для потехи и удивления общественности
Лично для себя:
- управление передним приводом в полной мере.
- снижение расхода топлива за счет более правильного разгона и торможения
- «впишите», как я, пятиметрового крокодила в шестиметровый коридор, при развороте на 180 градусов. А теперь – на триста шестьдесят)
Расстроило:
- не предусмотрена выдача сертификата по окончании
- машина у меня не гоночная, все же.
© ZAK
|